Вот сегодня еще одно дооформилось Полноценную статью из этого не сделать и как часть полноценной статьи оно тоже вряд ли встанет, да и кто знает, когда вылезет очередная такая заметка. Поэтому — принесла сюда
Ни на что не претендую и вообще, это размышлизмы и махровое ИМХО.
собстна, мыслЯ*
AU без некрорайза-оркманов-супериоров — мое любимое. Оно открывает дорогу многим вещам, в первую очередь — полемике между Большим Папой и Гарри МакДауэллом. То есть в каноне она и так есть, и то, что Гарри называет себя и свой синдикат лишь разновидностью уже существующего — сущая правда. Это действительно один из вариантов того, чем мог бы быть Большой Папа и его Милленион; это одновременно и альтернативная, и последующая ветвь эволюции. Главная разница между ними в том, что Гарри, в качестве последней капли (каноный образ! надышаться на него не могу!), заключил сделку с дьяволом. Потому что превращенье живых людей в зомби-марионеток — это дьявольщина как она есть, а то, что это делается промышленным образом — выводит ее на беспрецедентный уровень. Гарри МакДауэлл со своими оркаманами и супериорами во имя личной выгоды гораздо страшнее и хуже, чем Брэд Вонг со своими некрорайзами во имя непереходящей битвы.
Другое дело, что нельзя точно сказать, чтобы делал Большой Папа, если бы технология некрорайза попала в его руки. А такая развилка была, причем в самом начале: настигни Бэар Уолкер Бешеного Пса раньше, доктор Токиока попал бы в Милленион (это если не вспоминать еще тот милый факт, что
Положа руку на сердце скажу: я считаю, что Большой Папа спрятал бы эту технологию под семь замков — позволив ей, тем не менее, развиваться. Просто потому, что так работает мафия, так работает власть и так работает бизнес. И если бы что-то случилось, он бы воспользовался этой технологией — не как Брэд Вонг и не как Гарри МакДауэлл, но воспользовался бы. Я думаю так, потому что Большой Папа — человек, способный на такой поступок. Потенциально.
Возвращаясь к полемике между Папой и Гарри. Если вынести за скобки дьявольщину, то ситуация… приходит в равновесье? Без этого «абсолютного оружия» всем героям данной драмы приходится действовать по-простому, по человечески. И тут уж у кого какие значимости.
Большой Папа начал с того, что хотел защищать своих близких, для чего начал наводить порядок и улучшать условия жизни самым доступным гангстеру способом — и получился мафиозный синдикат, названный Милленионом не сугубого пафоса ради, но по делу. При этом Большой Папа стал этаким королем старой закалки, для которого честь и некая, если так можно выразиться, доблесть находятся на первом месте, бизнес им подчинен. Поэтому, кстати, он и смог заполучить в верные соратники таких людей, как Бэар Уолкен и Сид Гарольд: их, так сказать, горизонт планированья был ниже, чем у Папы, и он, наращивая бо́льшую силу и замахиваясь выше, смог сначала надавать им по шеям, а потом указать на перспективы, до которых они своим умом не дошли (и не факт, что дошли бы). Размах и роль личности в истории, это они, родимые.
Гарри же начал с того, что хотел вылезти из подзаборного сирого ничтожества и стать большим человеком. Который может брать сколько хочется и давать сколько не жалко, ага. Причем кое-что важное Гарри понимал превосходно: один он этого не добьется, силенок и мозгов не хватит, поэтому целенаправленно искал людей — причем, людей совершенно определенных качеств и натуры. Того же Кагасиру он заполучил с потрохами потому, что увидел подходящую собачку и смог грамотно ее прикормить, а после — привязать к себе крепко-накрепко добровольным выбором. В его, Гарри МакДауэлла, пользу. Отчасти всему этому способствовала многолетняя дружба с Брэндоном: Гарри опытно знал, что если рядом с тобой талантливый и верный человек, выживать и добиваться своего легче. К обоюдному удовольствию и выгоде, разумеется. Однако и без Брэндона он действовал бы точно так же — потому что таков его, Гарри, талант и, что важнее, такова его натура.
Все это я расписала с единственной целью: показать, что значимости Папы и Гарри не делают одного хорошим, а другого плохим, и что каждый из них — человек, действующий сообразно своей натуре и человеческой природе в целом. Мафия же — явленье древнее и при любой системе ценностей и значимостей остается мафией. Способом выживать и жить, не лучшим, но и не худшим. Человеческим¹.
Теперь о значимостях. Значимости лидера группы = ценности этой группы. На примере Миллениона это очень хорошо видно: когда Милленион-это-я был Большой Папа, ценностями синдиката были Семья (и семья), защита, порядок. Верхушка синдиката собой эти ценности олицетворяла (не случайно же «местом силы» Папы бы его дом, одновременно гостеприимный, и хорошо укрепленный, статусный, и приспособленный в первую очередь для жизни; а у Гарри «местом силы» был рабочий кабинет в высокой-высокой башне). И шли туда люди с соответствующими ценностями — либо готовые эти ценности и правила игры Миллениона принять. Все показанные в каноне члены синдиката Большого Папы тому наглядный пример. Кто хотел в мафию, но с другими ценностями и правилами игры — те шли в другую мафию, их там еще минимум две было, пусть и калибром поменьше. Когда Милленион-это-я стал Гарри, ценности — а с ними и политика — синдиката изменились: в основу основ легли выгода, желанье урвать кусок побольше и готовность рвать из-под себя ради этого, — и личная верность Гарри. То есть личная верность лидеру — в любом случаи опция обязательная, однако при Большом Папе предателей казнили с коннотацией «за предательство Семьи», а при Гарри — с коннотацией «за предательство меня». Формально все одинаково выглядят и делается, но разница подходов — вот что главное. Она определяет суть происходящего.
О ценностях же лидера группы. У них все как у людей: значимости — это то, чего они добиваются, ценности — то, чем дорожат. На примере Гарри это видно лучше, т.к. он один из главных героев: это человек бешенных амбиций, вечно голодный и вечно бегущий за, удовлетворить свои амбиции — это главная его значимость, для этого он тщательно выстраивает свою головокружительную карьеру. В то же время больше всего он ценит свободу (о чем неустанно вещает) и своих близких (что тоже, в общем-то, очевидно). Между этими двумя пунктами есть прямая взаимосвязь: наиболее свободным он чувствовал себя, когда жил в дружбе и согласии со своими людьми, будь то его подростковая шайка-лейка или ближний круг в Милленионе. Сюда также стоит приплюсовать семью: сирота-детдомовец, который, скорее всего, в приюте был с младенчества, Гарри очень ценил свою семью: Брэндона, который был ему как брат, Шэрри, любимую жену, которая сама выбрала его и которой он доверял, и Бэара Уолкена, своего зятя — в финальных сценах он называет его «отцом» (Ли, Паундмакс и Кагасира тоже ему очень близки, но прямо семейных связей там нет). Более того: получить Шэрри и поддержку Бэара было для Гарри критически важно. В смысле для взятия власти в синдикате Бэар не был непреодолимым препятствием, но вот для женитьбы на Шэрри — был. Шэрри же, как я уже говорила, — это ценность Гарри, а без ценности значимость теряет значимость, уж простите за тавтологию. Это, в свою очередь, ослепительно ясно видно на примере Брэндона. Какая у Гарри была истерика, какой у него был психоз из-за того, что он его потерял! И через тринадцать лет после смерти Хита ничего, по сути, не изменилось: достигнув всего, Гарри не чувствовал удовлетворенья, потому что самого главного не было. И он это понимал внутри себя, хотя и не хотел признавать. И в самом конце, когда он утратил все, у него остались лишь воспоминанья — и Брэндон.
Такая вот история. Гарри бесконечно человечен и ничем не хуже Большого Папы — кроме сделки, заключенной с дьяволом. На этом фоне Милленион Большого Папы, кандовая мафия, к благообразному состоянью пришедшая через грабеж, массовые кровопролитья и нарратив «будем не мы — будут другие», начинает казаться благом. Каковым, естественно, не является. Но если уж выбирать из двух зол, то…
Фишка в том, что когда тебя ставят между выбором из двух вариантов, то на самом деле нет никакого выбора. Ты просто решаешь, какая разновидность для тебя более приемлема — например, забьют тебя до смерти или жить останешься, но варианта, чтоб не били, нет. Вот поэтому из двух зол не выбирают.
Что канон наглядно демонстрирует на примере — правильно, Брэндона Хита. Это человек во всех отношеньях уникальный, уже только потому, что ответил (единственный из всех!) на сакраментальный вопрос про то, «где же мы совершили роковую ошибку, когда же все пошло не так?» Очень честно и ответственно ответил: «Я совершил ошибку: в самом конце я выбрал Гарри МакДауэлла — но я больше не жалею об этом».
Чтобы понять, почему это ошибка (не говоря уж о том, почему в конце он перестал сожалеть о ней), нужно понять, что за человек Брэндон Хит. И в какой он был коллизии. Для себя я сформулировала это так: как гласит классический фильм, люди делятся на тех, у кого заряженный револьвер и тех, у кого лопата². А Брэндон — это такой человек, который
Если же говорить о его ценностях и значимостях, которые играют в этой истории такую же важную роль, как оные у Гарри, то получается очень интересно. Его кредо: быть верным, что означает — защищать и никогда не предавать. Поэтому он так костьми врос в Милленион Большего Папы — этот синдикат был Брэндону близок на уровне значимостей. И наоборот: Милленион и Большой Папа лично тоже чувствовали этот момент тождественности и поэтому смогли лепить из Брэндона как из глины нечто по образу и подобию своему. А он и согласился. Почему
Так что Гарри был прав, когда обвинял Большого Папу в том, что тот забрал у него Брэндона. Действительно же забрал, вырастив в своей идеалогии и сделав человеком своего синдиката, благо Брэндон был почвой весьма благодатной. А Гарри хотел, чтобы Брэндон был его человеком, только его. Тут и собственничество взыграло, и момент действительно принципиальный: нельзя быть в двух синдикатах одновременно, нельзя сидеть на двух
Потому-то эти любящие Брэндона всем сердцем товарищи и не спросили, чего хотел он сам: чувствовали, что его желанья отличаются от их какими-то неприемлемым для них образом и что ситуация может вильнуть так, что выбирать придеться уже им. Такая вот забавная коллизия. Ведь сама по себе мафия Брэндону сто лет нафиг не сдалась — у него нет таких амбиций, как у Гарри, и при всех точках совпадений с Большим Папой, он не ищет власти и не городит систему для ее поддержанья. И вообще человеком системы не является. А является некой третьей, альтернативной и принципиально другой, но — равной силой. С которой приходится считаться. Всем. И, думаю, эти все в тайне — от самих себя в т.ч. — вздыхали с облегченьем: всем нужны такие сторонники и вассалы, но никому не нужны такие конкуренты и, тем более, враги. Брэндону же нужны они все. Вот здесь и кроется корень различий желаний Брэндона и остальных.
Он не хотел выбирать между ними и не нуждался в этом выборе. Просто жил, поддерживая равновесье этой жизни (какая жизнь — такое и равновесье, ага). И, по большому счету, он не имел абсолютно ничего против смены поколений и про сопутствующую смену приоритетов тоже хорошо все понимал. Принципиальным моментом стала сделка Гарри с дьяволом, которая, как я уже говорила, ситуацию опрокинула и ничего уже не шло естественными человеческими путями, потому что их сломали. По-хорошему, Брэндону надо было пресечь все это в корне, пока крыша у Гарри не поехала окончательно, а не доводить ситуацию до такой крайности, но. Выбрав Милленион Большого Папы (а хоть бы и потому, что с этим котом он уже давно знаком, а вон с теми собачками виделся пару раз и охоты знакомиться ближе нет), Брэндон — выбрал Гарри МакДауэлла. Как человека сугубо. Брэндон не отказывается от своих людей, никогда и ни за что. Таким образом, не желая выбирать из двух зол, он выбрал оба, причем самым хардкордным образом.
В качестве исключения можно, конечно, назвать Марию — но там ситуация сложнее. Отказ произошел обоюдно: Брэндон не хотел тащить Марию в эпицентр взрыва двух бочек тратила, на которых он сидел, чтоб они не взорвались (а больше некому! и он органически не мог все это бросить!), а Мария… она предпочла остаться на комфортной дистанции. Сначала это означало пребывать в неведеньи (а чтобы дистанцию сократить, ей нужно было знать), потом — узнав, никуда не лезть и сидеть на попе ровно (а раз не лезет — тоже остается не у дел). Это ее коренное отличье от Мики, которая все знала и все равно везде активно лезла
И между его значимостями-ценностями есть прямая связь с тем, что он — другая, но равная сила, с которой всем приходится считаться. Есть Милленион Большого Папы, есть Милленион Кровавого Гарри, а есть — Брэндон Хит, который сам себе Милленион. Потому что независимая личность, у которой свои собственные приоритеты, методы и цели, в корне отличающиеся от. Ему на самом деле не по дороге ни с Папой, ни с Гарри — но и собственный синдикат он не хочет. Он хочет всех вот этих л ю д е й — и помогает/служит им, и играет по их правилам, и платит любую требуемую цену. Такая вот страшная у него любовь. Трагическая.
Если же убрать
*
¹ Это я сейчас мафию не оправдываю, если что. И уж тем более не выражаю ей симпатий — просто пытаюсь разложить информацию по полочкам и посмотреть на нее объективно.
² На самом деле нет, конечно.